экодом, зеленые решения

green_life


Зеленые решения для всей семьи. Green Life


Previous Entry Share Next Entry
Экономика «совместного потребления» против болезни 21 века – вещизма
экодом, зеленые решения
green_life
В 21 веке у людей, как известно, есть огромный выбор того, что можно купить. Как отмечают социологи, сегодня в обществе появился культ потребления, а философы склонны полагать, что вещизм рискует победить духовные и интеллектуальные интересы социума.

В советские годы всё было иначе: люди хотели что-то приобрести, но этого либо не было на прилавках магазинов, либо было не доступно широким кругам населения. Сейчас ситуация изменилась. Выбор вещей огромен, но был бы смысл приобретать их в таком количестве. Как поясняют экологи, засилье товаров разного качества и назначения часто неблагоприятно отражается на окружающей природе. А сами люди понимают, что хоть и вещей – безграничное количество, но большинство из них не используются ежедневно. Поэтому на Западе создали такой социально-значимый проект как sharing economy (шеринг экономика), что означает «совместное потребление». Его основателями считаются Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторы книги «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption».
Как выглядит на практике эта инновационная концепция? Например, у одних людей есть ресурс или даже его избыток, который нужен другим. Это могут быть инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время, и владелец этого добра делится с другими.
С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были популярны в Советском Союзе. С другой стороны — именно благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной всем модели экономики. И не зря сравнивают с советским периодом в истории, ведь в шеринг экономике есть элементы коммунистического духа – обмена, совместного пользования, как подобие идеи братства. Отсюда даже и название произрастает – экономика доверия. Так как, здесь отсутствуют иерархия и посредники. Должно быть доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). То есть, чтобы поделиться с другими своими вещами или отдать в аренду, нужно иметь базовое доверие к миру и людям.
На западе это явление имеет широкое распространение. А как с этим делом, например, в России? В России существуют свои сервисы, которые используют
подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.
Вторая жизнь вещей.
Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный путь. Один из давних некоммерческих проектов — это «Дарудар». По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров. Ещё один вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.
Кроме значимой благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая. Это выглядит так: непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из неё делают полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола... Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра». Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимальной цене.
Также можно избавиться от ненужных вещей благодаря проекту «Свалка», который действует уже во многих городах России. К ним можно сдать самые разные вещи, начиная с книг, обуви, одежды и кончая мебелью, холодильниками, светильниками. И при этом приобрети это добро по самым низким ценам. Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.
Аренда вещей
Популярный в советские годы прокат в итоге трансформировался в онлайн-платформы аренды вещей. Пока они не столь массовые, но развиваются и появляются всё новые и новые. Проект Rentmania объединяет в данный момент 10 тысяч участников сообщества. Другой подобный сервис — «Арендориум». В целом, довольно большое число сервисов предлагает аренду детских вещей.
На сайте об экологическом аспекте данных проектов пишут: «Люди поступают рационально и экологично, не покупая лишнего». В чём рациональность? А в том, что вещи, которые явно не применяются постоянно в быту незачем приобретать навсегда, а лучше на время пользования арендовать. Называется это - здоровый прагматизм. Экологично, в том смысле, что засилье вещей отрицательно сказывается на биосфере мира.
Совместное использование
Один из давно действующих сайтов каршэринга (от car — машина и share — делиться) — проект «Довезу!», который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: «озелени» город: ведь, чем больше попутчиков, тем меньше машин, а это значит, меньше СО2 выделяется в атмосфер, а также меньше финансовых трат производят сами пассажиры.
В России большую популярность получил международный сервис. Он помогает искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерации профилей позволяет установить доверие между незнакомым. В продолжение темы о машинах, есть ещё один ресурс под названием «Just Park, CARMAnation». Как известно, парковочных мест в современных городах никогда не бывает много. Теперь это полноценный товар, как автомобиль или микроволновка, который к тому же иногда сложно достать. Суть сервиса в том, что Вы регистрируете свое место на парковке, назначаете его стоимость и решаете, куда будут поступать вырученные деньги: на ваш счет или счет благотворительной организации.
Последнее время набирает обороты еще одно направление. Это явление носит название фудшеринг (food —еда, sharе — делиться). Это международное движение людей, которые «спасают» доброкачественную еду от попадания на свалку и распределяют её между собой. Людям, которые готовы поделиться лишними стройматериалами с теми, которые в них нуждаются, помогает сообщество Вконтакте «Стройшеринг: Отдам даром стройматериалы». Цель проекта – соединять людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кто имеет в них потребность.
Как мы видим, экономический и экологический кризисы — одна из причин развития sharing economy. Sharing-сервисы помогают экономить, рационально относиться к финансовым тратам, и общество всё больше осознает важность снижения потребления и благотворительности в жизни. В
своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета, Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе. Согласно другому исследованию - Cleantech Group, путешествия с использованием сервисов шэринга жильем, производят на 66% меньше выбросов по сравнению с проживанием в отелях и меньше экономических трат.
Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские – 1100 таких же бассейнов. Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев «сэкономлено» почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн.
Экономика - сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям. Но в целом, можно с уверенностью сказать, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический и экономический ущерб. Эксперт Комитета гражданских инициатив, Вячеслав Бахмин подтверждает это и даже составил список в справочнике российских платформ, где применяется актуальная на сегодня sharing economy.

?

Log in

No account? Create an account